Был ли шанс у казахстанской картины «Айка» получить престижную награду «Оскар» и почему ничего не вышло?

Люди, работающие в киноиндустрии Казахстана, были взбудоражены новостью о том, что фильм казахстанского производства «Айка» замечен критиками киноакадемии. Кинолента вышла в прошлом году и показывала зрителям нелегкую жизнь трудовой мигрантки в Москве. Режиссером картины является Сергей Дворцевой, который родился в Шымкенте и с раннего детства впитал особенности казахстанской глубинки. Главная роль досталась Гульнаре Сарсеновой, которая отлично передала на экране эмоциональное состояние нестабильности нелегального рабочего в большом мегаполисе.
Фильм попал в шорт-лист киноакадемии и мог побороться за звание «Лучшего неанглоязычного фильма», но в январе стало известно, что «Айку» потеснили, и лента не получила номинации на «Оскар». Конечно, подобная новость не порадовала поклонников киноискусства, но причины отказа вполне очевидны и до сих пор обсуждаются кинокритиками разных стран.
Почему «Айка» не получила номинации

Как отмечают некоторые эксперты, главная причина заключается в том, что команда, работавшая над лентой, не относится к числу всемирно известных. Это вторая работа Сергея Дворцевого, которая добралась до большого экрана, поэтому ее можно отнести к числу дебютных. Несмотря на то, что режиссер получил главный приз на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд», с момента триумфа в Европе прошло уже 11 лет. При этом сама награда не обсуждалась широко в прессе, и Сергей Дворцевой не так известен в мировом кинематографе, как его оппоненты.

Другой причиной послужило само настроение фильма, которое снято в реалистичном ключе и показывает сложности, знакомые каждому мигранту, но непонятные для жителей Америки или Европы. Если сравнивать с победителями прошлых лет, то разница между характером и стилем лент становится очевидной.

Суровая реальность и невыдуманные проблемы
«Айка» снята на холодных и пасмурных улицах Москвы, так что зрелищности в ленте вы точно не увидите. Здесь нет резких сюжетных поворотов или необычных режиссерских решений, а само повествование сосредоточено вокруг главной героини, которая вынуждена решать простые и понятные проблемы.

Вопросы, которые ставит режиссер перед зрителем, понятны тем, кто не понаслышке знаком с жизнью мигранта, поэтому критики киноакадемии и не смогли оценить всей глубины этого трогательного и временами жесткого фильма.
Ленту не демонстрировали в широком прокате, и на территории США она известна лишь единицам. Это также сыграло свою роль, поэтому произведение казахстанского режиссера не оценили по достоинству.
» » Был ли шанс у казахстанской картины «Айка» получить престижную награду «Оскар» и почему ничего не вышло?